Образовательная программа
«Азы финансовой культуры для дошкольников»
Авторы: Стахович Л.В.,
Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии
современного рынка - товарно-денежным отношениям. Ребёнок-дошкольник практически
ежедневно слышит в семье, в торговых предприятиях, от своих сверстников и взрослых такие
понятия, как деньги, товары, продукты, цены, дёшево, дорого, экономить и т. п. Поэтому проблема
финансового воспитания становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так
как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья». Именно дошкольный
возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических
особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые необходимы для
формирования в дальнейшем финансово-грамотного человека.
При включении Программы в дошкольное образование следует понимать, что формируется не
финансовая грамотность, а финансовая культура ребёнка, т. е. закладываются индивидуальные
особенности восприятия финансового мира.
Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников
обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом,
формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью
преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы
- детским садом и школой.
Формирование финансовой культуры официально признано одной из важнейших задач
образовательного процесса. Финансовая грамотность активно включается в систему образования.
Практика показала: чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной
жизни, тем быстрее формируются полезные финансовые привычки, которые помогают избежать
многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также
заложить основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
Финансовая культура формируется в течение продолжительного периода на основе принципа
«от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на
практическое применение знаний и навыков. Финансовая культура и финансовые навыки
прививаются так же, как нравственность и правила этикета, следовать которым приходится всю
жизнь. В раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и
образованию на протяжении всей жизни. Важно помнить, что сегодняшние дети - это будущие
налогоплательщики, вкладчики и заёмщики, участники финансового рынка. Поэтому
формирование финансовой культуры и обучение финансовой грамотности целесообразно
начинать в раннем возрасте на начальных ступенях образовательной системы.
Новизна Программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном
возрасте в русле формирования здорового от-ношения к деньгам, совершенствования общения
ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям.
Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали,
этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.
1
Образовательная программа «Азы финансовой культуры для до-школьников» (далее Программа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), утверждённым приказом Минобрнауки
России № 1155-ФЗ от 17.10. 2013 г.
Нормативное обоснование Программы:
Федеральные законы:
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от
24.07.1998 г. № 124-ФЗ.
Нормативно-правовые документы:
- Комментарии к ФГОС ДО от 28.02.2014 г. № 08-249;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 15.05.2013 г. № 26 (регистрация от 27.08.2015 г.) «Об утверждении
СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
организациях».
Цели реализации Программы: формирование финансовой культуры и азов финансовой
грамотности у детей старших и подготовительных групп детских садов.
Задачи реализации Программы:
Образовательные:
- познакомить дошкольников с денежной сферой жизни;
- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к
восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного
способа их заработать;
- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами,
правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;
- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;
- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам,
управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным
тратам;
- научить соотносить понятия надо, хочу и могу;
- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями:
• трудиться, работать и зарабатывать;
• деньги, доходы;
• покупать, тратить, расходовать, транжирить;
• откладывать, копить, сберегать;
• одалживать, занимать, отдавать, возвращать;
• планировать, экономить.
- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности,
определяющие основы финансово-экономических отношений между людьми в обществе;
- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться
карманные (личные) деньги.
2
Воспитательные:
- активизировать коммуникативную деятельность детей;
- стимулировать интерес к изучению мира финансов;
- сформировать у детей положительную мотивацию к формированию
финансовой
культуры и овладению финансовой грамотностью;
- способствовать повышению ответственности и самоконтроля качеств, необходимых для достижения успеха в жизни;
- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности
родителей в вопросах формирования финансовой
культуры ребёнка.
Программа предусмотрена как дополнительное образование детей старшего дошкольного возраста
(старшая и подготовительная группы) и адаптирована как для занятий в дошкольном
образовательном учреждении, творческих студиях, так и для домашнего обучения.
Программа составлена по образовательным областям: «социально-коммуникативное
развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое
развитие», «физическое развитие». Она отвечает перспективным направлениям дошкольного
образования, соответствует возрастным возможностям детей старшего дошкольного возраста и
способствует выполнению целевых ориентиров ФГОС ДО.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы, методы и средства реализации Программы
Программа призвана вызвать интерес к финансовой грамотности у детей и родителей. С этой
целью используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками
учебного процесса (игры, обучающие сказки, интерактивные театральные мини-постановки,
притчи, творческие проекты, загадки, ситуационные задачи, занятия-исследования и пр.). Особое
внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини-постановкам, которые
позволяют незаметно, без напряжения формировать ценностную ориентацию и такие качества, как
трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь, а также развивать
самостоятельность, инициативность, творчество.
Программа предусматривает следующие формы и методы реализации:
- игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные
мини-постановки и др.);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение
художественной литературы, пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов,
зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, экспериментирование и др.).
Базовой формой и методом реализации Программы является игра.
Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью
игры, для дошкольника естественно. В целях достижения оптимального результата рекомендуется
использовать
разные
игры:
театрализованные,
режиссёрские,
сюжетно-ролевые,
интеллектуальные, семейные и др.
В совместной игровой деятельности происходит активное общение детей друг с другом и
взрослым, которое заряжает положительными эмоциями, стимулирует познавательную
активность, способствует развитию мышления. В процессе игры дети осваивают знания,
овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. В играх моделируются
3
реальные жизненные ситуации, устанавливается адекватная возрасту ситуация общения,
развивается речь (объяснительная и доказательная). Игры включают в себя познавательное и
воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у
старших дошкольников основ финансовой культуры. В повседневной жизни возникают ситуации,
когда с ребёнком можно поговорить о финансах. Знания и навыки, приобретённые в процессе игр и
игровых занятий,
будут способствовать экономическому развитию дошкольников, которое не прекратится с
окончанием детского возраста, так как представляет собой процесс длиною в жизнь.
Интерактивный мини-спектакль (обучающая сказка) - один из самых эффективных методов
обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческого потенциала, обогащения внутреннего
мира ребёнка, возможность обсуждения и советов.
Хороший эффект в работе по формированию финансовой культуры дошкольника
достигается и с помощью ситуационных задач, занятий-исследований, занятий-бесед,
интерактивных занятий, папок-передвижек, сказок и иного фольклора.
Ситуационная задача представляет один из видов интерактивного обучения, методический
приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой
ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности.
Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления
действительности, ориентироваться в мире ценностей.
Для того чтобы заинтересовать дошкольника, задача должна быть актуальной и представлять
реальную ситуацию, которая стимулирует проявление разнообразных эмоций (сочувствие,
удивление, радость, гнев и т. д.). Главным элементом задачи является проблемный вопрос, который
должен быть сформулирован таким образом, чтобы ребёнку захотелось найти на него ответ.
Занятия-исследования - один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий
природе ребёнка и современным задачам обучения и воспитания. Программа предусматривает
использование начального, самого простого уровня исследования, когда взрослый ставит
проблему, сам намечает стратегию и тактику её решения. Решение же находит сам ребёнок.
Беседы, разговор, рассказывание, объяснение могут быть использованы при реализации всех
образовательных областей Программы.
Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной
деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания.
Папка-передвижка предназначена для работы с семьёй. Темы папок самые разнообразные:
«Наша семья трудится», «Мы идём в магазин», «Мы идём в банк», «Мы планируем», «Мы копим»
и пр. В каждой папке указана тема, содержание и правила работы с ней. Родители берут эти папки
на определённый срок (выходные дни, праздники), занимаются с детьми, пишут свои отзывы,
наблюдения, пожелания. Осуществляется «обратная связь» с семьёй.
Чтение — основная форма восприятия художественной литературы как особого вида
детской деятельности, а также эффективная форма раз¬вития познавательно-исследовательской,
коммуникативной деятельности, решения задач психолого-педагогической работы таких
образовательных областей, как «социально-коммуникативное развитие», «познавательное
развитие», «художественно-эстетическое развитие», «речевое развитие».
Тематические стенды с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам,
который меняется раз в месяц. Например: «Советуют специалисты», «Школа для родителей»,
«Поход в магазин», «Поход в банк», «Учимся бережливости» и ряд других.
Выставки по темам программы с использованием фотоснимков игровой, учебной, трудовой
деятельности детей и взрослых.
Проекты по темам Программы - эффективный метод, позволяющий установить взаимосвязь
4
«воспитатель - родитель - ребёнок». Участники проекта осваивают новые понятия и формируют
представления о финансовой культуре. Воспитатель является организатором продуктивной
деятельности, источником информации, консультантом, экспертом, основным руководителем
проекта, при этом партнёром и помощником родителей и ребёнка в саморазвитии. Метод проектов
- универсальный интегрированный метод, способствующий развитию исследовательской
активности и познавательно-практической деятельности участников проекта, - расширяет
ориентировку дошкольников в окружающем мире и развивает самосознание, открывает большие
возможности для воспитания детских дружеских взаимоотношений и сотрудничества, развития
социальных чувств и представлений.
Памятки для родителей составляются по определённым темам. Программы изложены
доходчиво, конкретно, кратко и целенаправленно, с таким расчётом, что их необязательно хранить,
достаточно только прочитать.
Анкетирование, опрос позволяют воспитателю получить необходимую информацию для
размышления. Учитывая занятость родителей, целесообразно использовать анкеты с небольшим
количеством вопросов, которые не требуют развёрнутых ответов.
Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов
освоения образовательной программы и проводится воспитателями ДОУ. Основными методами
изучения достижений развития ребёнка являются наблюдение, беседа, анализ продуктов
деятельности.
Формы и методы реализации Программы являются системными, интегративными
образованиями. Практически все формы реализации Программы могут выступать в качестве
методов. Каждый метод можно использовать в зависимости от потребностей реализации
Программы в целях стимулирования деятельности детей, создания условий для приобретения ими
опыта или осознания этого опыта.
Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, интерактивная
театрализованная мини-постановка, выставка, презентация проектов, игра-испытание и др.
Средства реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом
возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных
потребностей и интересов.
Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации
Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты,
иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы
для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др.), так и
интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы), основанных на
достижениях технологического прогресса.
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:
• активная поддержка родителей (законных представителей), вовлечение семей
непосредственно в образовательную деятельность;
• использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным
особенностям;
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и
взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
• предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников
5
совместной деятельности и общения;
• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.
2.2. Тематический план
№
Занятие
Содержание занятия
Формы и методы
проведения
1. Без труда нет жизни на земле
1.
Труд - основа
жизни
Трудиться означает что-то делать,
созидать для себя, на благо своей семьи,
близких людей, друзей, домашних
питомцев и пр. Любой труд – это
хорошо, сидеть без дела - это плохо.
Виды домашнего труда
Беседа, игра-соревнование
«Мои домашние
обязанности»,
папка-передвижка «Наша
семья трудится»,
тематический стенд о труде.
2.
Работать и зарабатывать
Работать означает трудиться за
вознаграждение. Зарабатывать
- получать вознаграждение за
выполненную работу (также можно
заработать наказание за провинность,
проступок и т. п.)
Беседа,
Ситуационные задачи,
игра «Вот так заработали!»,
фотовыставка,
конкурс проектов
«Трудиться полезно
и почётно»
3.
Все работы
хороши,
выбирай на
вкус
Профессии. Продукты труда: товары и
услуги. Продукты труда используются
человеком для себя или для продажи
(товар)
Игры: «Что создаётся
трудом», «Как продукт
труда в товар превращается»,
викторины «Угадай
профессию», «Услуга
или товар?»,
загадки «Все профессии
важны, все профессии
нужны», угадай профессию
по продукту труда
6
4.
Творческое
занятие
Разбираемся, что будет, если люди
перестанут работать и трудиться
Читаем, обсуждаем,
разгадываем загадки,
представляем - рисуем
5.
Мини-спектакль
«Без труда не
вытащишь и
рыбку из пруда»
Закрепляем понятия: трудиться,
работать и зарабатывать
Интерактивный
мини-спектакль
2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны
6.
Как придумали
деньги
Деньги - мера оценки труда
(вознаграждение за проделанную
работу), универсальное средство
обмена (инструмент обмена товаров и
услуг)
Беседа, чтение, рассказ
7.
Какие бывают
деньги, как они
выглядят и откуда
берутся
Виды денег (монета, банкнота, пятак,
рубль и пр.).
Изготовление денег: печать, чеканка
Беседа, исследование,
чтение, игра «Нарисуем
деньги для нашей группы»,
придумываем деньги для
группы,
тематический стенд «Какие
деньги были и какими стали
(эволюция денег)»
8.
Как деньги
попадают к нам в
дом. Трудовая
денежка всегда
крепка
Труд и доходы. Вознаграждение за
честный труд, заработная плата
родителей, пенсия дедушек и бабушек.
Считай деньги в своём кармане, а не в
чужом
Беседа, обсуждение,
игра «Как потопаешь, так и
полопаешь»,
ситуационные задачи,
сказка «Трудовые деньги».
Рассказ для родителей «Отец
и сын»
9.
Где живут деньги
Денежку бережём. Кошельки, копилки, Игра «Денежкин домик»,
сейфы, банки и банковские карты и пр. сказка «Где живут денежки?»,
7
обсуждение.
Папка-передвижка «Мы идём
в банк»
10. Мини-спектакль
«Зайкина находка»
Закрепляем понятие деньги
Интерактивный
мини-спектакль
3. Покупаем, продаём и обмениваем
11. Потребности
и желания
Домашнее хозяйство, главные
потребности человека, желания и
капризы. Соотносим потребности,
желания и возможности
Исследование: что
необходимо человеку для
жизни,
игра «Выбираем самое
важное»,
ситуационные задачи, рассказ
«Про капризного Артёма»,
обсуждение
12. Мини-спектакль
«Желания
ВолчонкаЗубасика»
Различаем разницу между желаниями
и потребностями. Учимся задавать
себе вопрос и оценивать:
действительно ли мне очень нужна та
или иная вещь, игрушка и пр., есть ли
возможность у родителей это купить?
Интерактивный
мини-спектакль
13. Где покупают и
продают разные
товары
Торговые предприятия: магазины,
киоски, ларьки, базары, рынки,
ярмарки
Игра «Где что купить?»,
обсуждение,
тематический стенд,
папка-передвижка «Мы идём
за покупками»
14. Наша мастерская
Изготавливаются товары для ярмарки:
рисуем, клеим, вырезаем, лепим и пр.
Творческо-трудовая
деятельность
15. Стоимость и цена
товара
Разбираем цепочку
товар-стоимость-цена.
Определяем стоимость товара
(сделанных поделок: затраченные
Игра «Сколько это стоит?»,
беседа «Как складывается
стоимость товара»,
обсуждение
8
материалы, наше время и наш труд) и
формируем цену
16. Выгодно-невыгод- Волшебные правила для покупателя и
но
продавца, обмен, подарок, реклама
Ситуационные задачи,
игра «Выбираем: дорогодёшево, выгодно-невыгодно»,
сказка «Что за птица?» обмен, сказка «Как старик
корову продавал» - что может
реклама, обсуждение
17. Русская ярмарка
Обсуждение, игра-праздник
«Русская ярмарка»: покупаем
и продаём свои поделки,
торгуемся, обмениваемся, заключаем торговые
соглашения, веселимся.
Конкурс проектов «Этой
ярмарки краски»
Организация мини-спектакля
на тему «Лесная ярмарка»
Ярмарка и её атрибуты: шуты и
скоморохи, зазывалы, конкурсы и
балаганы, шарманка, Петрушка, купцы, ремесленники, торговцы, торговые
соглашения, хороводы, русская пляска,
кулачные бои. Используем деньги
нашей группы, придуманные ранее
4. Тратим разумно, сберегаем и экономим
18. Тратим разумно,
экономим
Деньги зарабатываются трудом, и
поэтому тратить их необходимо
только с пользой, относиться к ним
бережливо. Бережливый человек
всегда богаче. Воспитываем бережное
отношение к труду и деньгам
Беседа, чтение, игра «Деньги
получил - ерунды накупил»,
викторина «Разумные траты
сказочных героев»,
загадки: «Угадай, кто это?»,
игра «Открываем
бутербродную, закупаем
товар»
19. Мини-спектакль
«Хочу и могу»
Учимся различать понятия: хочу и
могу. Наши желания «Хочу», а
наши возможности и ресурсы
«Могу».
Формируем ответственное отношение
к принятию решения, которое
проявляется в тесной взаимосвязи
желаний и реальных возможностей по
их осуществлению
Интерактивный
мини-спектакль
20. Копим и
Уясняем: зачем надо копить и
Ситуационные задачи,
9
сберегаем
сберегать, как можно копить, копить
непросто, но полезно, ответственно
и важно
папка-передвижка «Мы
копим», обсуждение,
игра «Копим и сберегаем»
21. Мини-спектакль
«Мишкина
копилка»
Закрепляем понятия: откладывать,
копить, сберегать. Обыкновенная копилка поможет понять, как важно
прилагать усилия к тому, чтобы
обрести желаемую вещь, научит
экономить и даст возможность
распоряжаться личными деньгами
Интерактивный
мини-спектакль
22. Творческое
занятие «Наша
мастерская»
Развивать у детей потребность
радовать близких добрыми делами,
экономить, беречь свои вещи
Дети занимаются посильным
ремонтом игрушек и пр., в том
числе принесённых из дома.
Делают поделки и экономят
материал: бумагу, краски,
пластилин и пр.
23. Мини-спектакль
«День рождения»
Узнаём, что о подарках надо думать
Интерактивный
заранее, подарки надо подбирать или
мини-спектакль
мастерить с умом. Бережливость,
экономия - это разумное отношение к
расходам (они не бессмысленны, а
направлены на достижение
конкретных целей), результатам труда;
забота, умение делиться и отдавать, в
случае острой необходимости прийти
на помощь ближнему, поделиться
своими сбережениями, порой
абсолютно бескорыстно
5. Учимся занимать и отдавать долги
24. Занимаем и
одалживаем
Знакомимся с понятиями: одалживать,
занимать.
Занять - взять что-то взаймы на время,
одолжить - дать что-то взаймы на
время
Беседа, ситуационные
задачи,
Игра «Занять и одолжить»,
папка-передвижка «Занимаем
и одалживаем»
25. Долги
Знакомимся с рассказом Валентины
Осеевой «Долг» и русской поговоркой
«Долги к земле придавили».
Обсуждаем русские
пословицы:
- Умей взять, умей
10
Выясняем, что долг может быть не
только денежным, невыполненные
обещания - это тоже долг
Осознаём, что если взял что-то в долг
на время, обязан вовремя вернуть
(возвратить). Воспитываем
ответственность: если не уверен, что
это получится, лучше не обещать и не
занимать. Долг - это серьёзное
обязательство
и отдать!
- Бери да помни! Не штука
занять, штука отдать.
- В долг брать легко, а
отдавать тяжело.
26. Заплатить
долг
скорее, так будет
веселее
Осознаём, что если взял
что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть (возвратить) .
Воспитываем
ответственность: если не
уверен, что это получится,
лучше не обещать и не занимать. Долг - это серьёзное обязательство
Обсуждаем русские
пословицы:
- Умей взять, умей
и отдать!
- Бери да помни! Не
штука занять, штука отдать.
- В долг брать легко,
а отдавать тяжело.
27. Мини-спектакль
«Долг платежом
красен»
Закрепляем понятия: занимать,
одалживать, долг, должник
Интерактивный
мини-спектакль
6. Учимся планировать
28. Всё по плану!
Знакомим с понятием план. Объясняем Игра «План на следующий
важность составления планов.
день», папка-передвижка «Мы
Закладываем основы планирования.
планируем», беседа
Начинаем с планирования своего дня.
Учимся организовывать своё время
29. Ставим цели
Воспитываем желание и умение
ставить перед собой цели, строить
планы, действовать по плану и
достигать цели
Ситуационные задачи, игра
«Наши цели», тематический
стенд
30. Сделал дело гуляй смело
Учимся подводить итоги всего, что
делали и планировали, анализировать
поступки, искать эффективные
решения, думать сообща
Игра «Сделал дело - гуляй
смело», исследование,
ситуационные задачи,
обсуждение
11
31. Мини-спектакль
«Всё по плану!»
Закрепляем понятия: план,
планировать
Интерактивный
мини-спектакль
7. Богатство и бедность
32. Хочу купить всё!
Выясняем, что не всё продаётся и
покупается, главные ценности (жизнь,
мир, друзья, солнце, близкие люди и
пр.) за деньги не купишь
Беседа, ситуационные задачи,
игра «Что нельзя купить?»,
читаем и обсуждаем рассказ
«Как Валюша бабушке сон
покупала»
33. Наше богатство
Формируем представление о вечных
ценностях: любви,
доброжелательности, милосердии,
взаимопомощи, которые наряду с
денежным благополучием позволяют
воспитать целостную гармоничную
личность
Читаем и обсуждаем сказки
«Бедные богатые», «Ум и
богатство» (абазинская
народная сказка),
конкурс проектов «Наше
богатство», беседа,
ситуационные задачи
34. Жадность
Разбираемся, что такое жадность и
почему это плохо для человека.
Жадность бессмысленна, жадному
человеку всегда всего мало
Читаем и обсуждаем
рассказ В. Сухомлинского
«Жадный мальчик»,
ситуационные задачи,
обсуждаем поговорки:
- Всех конфет не переешь, всех
одежд не переносишь.
- Сам потонет, а воды не даст.
- Щедрый бедности не знает.
- Щедрому весь мир родня.
Можно провести мини спектакль «Щедрый
бедности не знает»
35. Творческое занятие: изображаем
щедрость и жадность
Читаем стихи о жадности, обсуждаем
такое качество человека, как щедрость,
изображаем при помощи
художественных приёмов:
рисунков, лепки из пластилина
Читаем о щедрости
и жадности и изображаем
щедрость и жадность:
«Жадина» Аким Яков,
«Жадина» Татьяна Казырина,
«Жадина» Эмма Мошковская
36. Мини-спектакль
«Бережливые
друзья»
Осознаём, что бережливый человек
всегда умеет трудиться, мастерить
своими руками и получать
удовлетворение от того, что сделал
что-то самостоятельно. Он всегда
Интерактивный
мини-спектакль
12
увлечён процессом творчества и
новыми ощущениями, занят
генерацией новых идей, их
реализацией, приготовлением новых
блюд, исследованием новых
возможностей экономии. Ему открыт
простой, честный, весёлый мир.
Бережливость, трудолюбие,
щедрость, честность, милосердие качества человека со здоровым
отношением к деньгам.
2.3. Планируемые результаты освоения Программы
Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка достижения конкретных
образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения
образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их
необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и
направление воспитательной деятельности взрослых.
Личностные результаты
В итоге освоения Программы дошкольник сможет:
- разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных
Программой;
- чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо - сидеть без дела;
- знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки
труда, универсальным средством обмена;
- понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не
бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей), умение ценить результаты труда,
умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему,
делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;
- осознавать необходимость выделения главного (умение видеть
преимущества того или иного предмета, действия).
Практические результаты:
- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость грамотно и
бережливо относиться к ним;
- научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат,
соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно
напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;
- освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время,
принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), денежные средства и пр.;
- заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги,
уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр.), которые в будущем будут
способствовать успешному управлению личными финансами.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
13
3.1 Методическое обеспечение Программы
Программа реализуется с методическим сопровождением:
- методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями по организации и
проведению занятий);
- пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребёнком»;
- сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников (обучающих сказок
для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей
в возрасте 5 -8 лет);
- сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для дошкольников;
-сборник игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»;
- раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для организации обучения
и воспитания дошкольников;
- художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных
учреждениях.
4. Список литературы, рекомендуемой воспитателям
Учебно-методические пособия
1.Мини-спектакли / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: БИТА-ПРЕСС, 2019.
2. Рассуждаем и решаем / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: БИТА-ПРЕСС,
2019.
3. Играем вместе / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: БИТА-ПРЕСС, 2019.
4.Читаем и обсуждаем /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.: БИТА-ПРЕСС,
2019.
5. Говорим с детьми о финансах / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - М.:
ВИТА-ПРЕСС, 2019.
6.Методические рекомендации для воспитателя / Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю.
Рыжановская. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.
7. Аксенова, Н.И. / Н.И. Аксенова, Ц.М. Левин, Е.А. Луговой, Л.А. Павленко. Поиграем в
экономику. - Издательство Ростовское отделение общества информатики и вычислительной
техники. - 38 с.
8.Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста/ Учебно-методическое
пособие. - Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. - 89
с.
9.Галкина, Л. Н. Формирование элементарных экономических знаний у детей старшего
дошкольного возраста: учебное пособие / Л. Н. Галкина. - Челябинск, 2006. - 98 с.
10.Герасименко, С.В. / С.В. Герасименко, Е.А. Маркушевская, И.П. Шайкина, И.В. Назарова и др.
Программа образовательного курса «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей».
- Волгоград, 2015. - 34 с. - Электронный ресурс: http://new.kiro46.ru/doks/ВЕLОВОКА.рdf
11. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения:
учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.Г. Гогоберидзе; под ред. А.Г. Гогоберидзе,
О.В. Солнцево. - СПб.:Питер, 2013.-464 с.
12.Полиманская, Т.И. Усвоение нравственных норм старшими дошкольниками в совместной
трудовой деятельности / Т.И. Полиманская //Нравственно-трудовое воспитание в детском саду /
под ред. Р.С. Буре. -М.: Просвещение, 1987. - 117 с.
13.Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников/А.Д. Шатова. - М., 2005. - 254 с.
14